Товарные запасы — количество товаров в денежном или натуральном выражении, находящихся в торговых предприятиях, на складах, в пути на определенную дату. Если говорить о товарных запасах на предприятиях, которые занимаются канцтоварами, то к этой группе относятся: канцелярские принадлежности для делопроизводства (папки, регистраторы, файлы, портфели, конверты), товары для школы и детского творчества (акварель, гуашь, пластилин, карандаши, фломастеры, тетради), настольные, письменные принадлежности (органайзеры, лотки, подставки, ручки, маркеры), бумажную продукцию, мелкоофисные товары и многое другое.
Необходимо серьезно задуматься над планированием товарных запасов канцелярских товаров и уменьшением их объема до рационального, т.к. это поможет создать резерв для снижения издержек обращения. В данном случае требуются не дополнительные инвестиции, а совершенствование системы снабжения канцтоварами, хорошее знание своих поставщиков и самое главное - спроса населения.
Продажа школьных и офисных принадлежностей имеет две конечные цели: с одной стороны, удовлетворить потребность покупателя, с другой стороны, принести прибыль или, по крайней мере, не нанести ущерба его владельцу. Пока канцелярские товары не проданы, пока они находится в каналах сферы товарного обращения и ожидает момента продажи, они являются товарными запасами. Таким образом, конечная цель товарного запаса - быть проданным, т. е. обмененным на деньги. Канцтовары перестает относится к категории товарные запасы в момент продажи, перехода из сферы товарного обращения в сферу потребления. Следовательно, и продавец, и производитель, и покупатель должны стремиться к тому, чтобы товарный запас как можно быстрее прошел путь по каналам рынка с момента его производства до момента продажи.
Анализ текущих товарных запасов канцелярских принадлежностей начинают с сопоставления фактических размеров этих запасов с их нормативами. Нормой запаса называется расчетное минимальное количество канцтоваров, которое должно находиться у торговых предприятий для обеспечения бесперебойного процесса товарного обращения.
Изучение товарных запасов проводят как в денежном выражении, так и в натуральном и временном, то есть в днях. Рассмотрение товарных запасов в денежном и натуральном выражении проводится путем изучения их абсолютных величин. Чтобы определить величину товарных запасов в днях необходимо абсолютную величину запасов (по состоянию на определенную дату) разделить на среднедневной товарооборот соответствующего периода и умножить на число дней расчетного периода.
Для целей экономического анализа принято считать, что число дней в месяце - 30, в квартале - 90, в году - 360.
Кроме того, в процессе анализа устанавливают, как товарные запасы канцтоваров обеспечивают развитие товарооборота, выявляют отклонения фактических товарных запасов от нормативных. В случае нахождения таких отклонений определяют причины каждого конкретно взятого отклонения, которыми могут быть:
• невыполнение или перевыполнение плана поступления канцтоваров;
• завоз канцтоваров, не пользующихся особым спросом, или же завоз канцтоваров в размерах, превышающих спрос;
• неравномерное поступление канцелярских товаров на данное предприятие;
• наличие залежалых, неходовых, излишествующих канцелярских принадлежностей.